nerpa_wild (nerpa_wild) wrote,
nerpa_wild
nerpa_wild

Categories:

Из опубликованного



Все предвидено, но воля дана

Люди предоставленные сами себе в обыденном понятии свободы — бесконечно печальное и мучительное зрелище. В принципе, мировой кинематограф постоянно исследует эту территорию, потому что кино — это все-таки про людей и поведение людей в пограничных обстоятельствах является неисчерпаемым источником для построения киноткани. Просто кино всегда рассказывает истории, которые приключаются с людьми.

Бесконечное количество, например, постапокалипсических фильмов исследуют эту территорию, территорию — испытания свободой, однако, сама идея свободы как полного освобождения от каких-либо норм и правил все равно переводит такого рода фильмы в категорию В. Низкие рейтинги и небольшая касса являются только следствием того, что "люди не понимают".

В такого рода "произведениях" — все слишком рационально. Выжить любой ценой, "герой одиночка побеждает всех", "успех любой ценой", "умри ты сегодня, а я завтра" — это все не находит отклика в умах и душах зрителей.

"Звездное небо над головой, нравственный закон внутри нас". Свобода как отсутствие ограничений, отсутствие внутреннего закона — противоречит человеческой сути, несмотря постоянно декларируемые нормы социал-дарвинизма. Но это не находит массового отклика. Внутренний закон и нормы мешают, мешает нечто, что собственно и делает нас людьми.

В противовес этому выступают вечно востребованные в кино истории про людей, которые пусть и находятся в сложных, пограничных обстоятельствах, но находят в себе силы, находят в себе собственную свободу воли действовать против обстоятельств, "знаков фатума", действовать иррационально, не логично — "не думая о себе" — тем самым и являя собственную человеческую — живую сущность. Потому что именно такие герои и такие истории и есть суть жизни.

Иррациональность, в том числе и иррациональность веры — дает свободу. Рациональность — дает только хаос, преследование только своих интересов — вроде как массовое понимание свободы в части "делаю что хочу" — приводит к угасанию. И массовые фрустрации — тому подтверждение. Какое-то массовое несчастье — тому пример, потому что современная экономическая модель находится в противоречии с гуманистическими нормами — счастье не в обладании, любовь — не за что-то, вера, отдача — норма, а не "идеализм", а где гуманистичность — там собственно жизнь и живое чувство, а когда этого нет — тоска, душа же живая и болит.

Классические истории Танаха, по сути — архетипические — про это, про путь к свободе через нормы и правила, Закон, "в начале исполним, а потом постигать будем", про грех жестковыйности и гордыни. Про путь к свободе через иррациональность веры и проявление свободы воли вопреки препятствиям, которые сам Б-г иногда и строит в конкретных человеческих судьбах.

Оказывается, что принятие Закона — дает истинную свободу, оказывается, что долготерпение и вера — приводят к цели, оказывается, что вроде иррациональная жертвенность и следование интересам общины, рода, народа — дарует истинное благо, например выживание всех и свободу от рабства.

Это парадоксально, но только восхождение к чему-то, следование долгу, внутренним нормам дарует истинное понятие свободы воли. Оказывается принципиально невозможно для человека быть свободным просто ради себя, в своих рамках, без восхождения к чему-то.

И кино, которое всегда — про людей, только отражает эту простую истину. "Все предвидено, но воля — дана", и люди, которые своими историями, своими действиями на экране показывают, что воля дана не для собственных интересов и гордыни, не для реализации бытового понятия "свободы", такие герои — приковывают взгляд.

Искусство тонко улавливает и отражает пока невидимые изменения: а сейчас ощутимо меняются времена, по сути — приходит новая эпоха и незыблемое еще вчера — в части индивидуализма и "правил жизни и успеха" — становится историей, с моей точки, зрения мы стоим на пороге новой идеологии, "нового средневековья" — в части духа.

Надо отметить, что американский кинематограф, конечно, машина реальности и влияния, но… людей невозможно заставить просто так идти в кинотеатры, поэтому одним из преимуществ массового кинематографа является умение затронуть темы, которые касаются всех и каждого. .

И неожиданно, такими темами становятся истории про людей выполняющих свой долг, истории про людей, отказывающихся от чего-то ради вроде "высоких идеалов", верящих, следующих внутреннему закону.

Классическим примером, прошлого года явился фильм Интерстеллар. По форме — жанровая история апокалипсиса. По стилю — три часа диалогов и физики черных дыр. По сути — история человека, который жертвует собой, ради других.

Гуманистическая история. Иррациональная. Почти 9 баллов по IMDB и почти 700 млн. сборов.
И то что такие фильмы "получают кассу", свидетельствует о том, что нельзя быть свободным только ради себя. Оказывается, настоящие герои, приковывающие взгляд способны в состоянии свободы воли вести себя достойно, потому что не ограничены своими рамками, рамки всегда вне их, потому что они на пути восхождения к чему-то. Они сами ставят себе внешние цели, они осознанно идут на дискомфорт для процесса достижения, постижения божественного внутри себя, преобразования материи, а не просто стремятся к покою или выживанию любой ценой.

И это лучшее подтверждение изначальной божественности человеческой сути каждого из нас.
Subscribe

  • Регистрацию подтверждаю

    Регистрацию подтверждаю

  • Платон

    Обдумывал большой текст о том, что есть непреложные законы бытия, морально-нравственные, тот самый внутренний закон, нарушать которые нельзя, так…

  • Проблемы семиотики

    Времена меняются, и наши механизмы восприятия меняются вместе с ними. Я не люблю российское кино, даже не потому, что у нас сложилась уникальная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments